«Ответь, если можешь,
И не стой в изумлении.
Угнетена душа их [талмудистов],
Напрасны были их речи о ней [о Торе].
Вотще тратили они свою силу,
Лица их пламенеют от стыда,
Низвергнут на землю их превечный,
И от возмущения их взор потемнел.
Обратитесь к их труду, и его результату,
И к достигнутой ими ступени по пути к сокровенному.
Может быть, вы обратитесь за помощью.
Рука ваша ослабла
И ведет она вас в преисподнюю.
Жаждущие толкований и смакующие стих [Библии], как вино
Они стараются петь, как дуда Тувалкаина,
Они мнят себя мудрыми как Давид, а сердца нет (у них]
И они не могут возвыситься. Они вопят и хохочут,
Иссохла сила их, как черепок, они еле влачатся.
И грустна их .арфа и скрипка их подобно плакальщицам.
Речь их вопит воплем.
Они все подвизаются над раскрытием смысла [Торы],
Они слоняются и шатаются, как пьяные.
Один говорит одно, другой-другое, [доходя] до абсурда,
А кто поважнее, говорит то, что взбредет [в голову] и ничего не выясняет.
Если вы спросите у них о смысле какого то слова [Торы],
Они бессильны ответить вам, лишь грешат,
В законах и заповедях путаясь и цепляясь.
И воскрикнул я и сказал: ох!
Упрямые в утверждении лжи,
Изгоняющие правду и укрепляющие ложь.
И они мнят себя мудрецами [хахамами],
И будто не нарушая правосудия, прославляют себя.
Слушайте внимательно глас их,
Из уст их исходящее искаженное толкование [Писания],
Они гордятся своими объяснениями,
Радуются ничтожеству и мнят себя великими.
Трубите в трубы в Раме и в рог в Гиве,
Пусть соберутся народы,
[Чтобы посмотреть] на хромлющую овцу,
Чтобы извлечь из ее заблужденного сердца фальшивые речи
Так, чтобы узрела и изумилась.
И сказал я ей на ухо:
Давайте вникнем в Писание, во все глаголы,
Чтобы не пропустить от начала и до конца ни единого слова,
Говорящего о себе многими похвалами.
Если смогу, отвечу.
Обратитесь все и войдите ко мне,
Поистине не грешат [не ложь] мои слова.
У меня много готовых вопросов к заблуждающимся.
Вопросы мои вам станут ясны,
Они из священного Ветхого завета,
Начертанного в Пятикнижии, Пророках и Писании,
Как выражены в них в назиданиях и заповедях
Суемудрие и чревовещание.
Откуда томление и стремление
Краснобаев и велеречивых...
[здесь текст испорчен]
[К толкованиям], которыми они сопровождают.
Да внемлют твои уши, вникни в мои слова,
Речи, воодушевленные, которые не поведут
Тебя по ложному пути многословия.
Чтобы вывести суть Писания на непроторенный путь
Чтобы показать тебе извращение закона.
Истинность божьих законов, их единство и правдивость
От начала божественного Писания до его конца сливаются,
Они сами за себя свидетельствуют и они правы,
Как завешены богом.
Творец небес, не спрашиваю у тебя как и почему,
Я знаю: нет у тебя злого умысла,
Ибо кто мудрый расскажет о небесах,
Человек подвержен заблуждению.
Мрак и свет как образованы они творцом?
Где источник тьмы?
Где пути света дневного,
Который восток распространяет над горами?
Как определил он объем земли, если вдуматься?
Как утвердил он двери бездны, если вникнуть?
Разве выколешь глаза людям вопрошающим?
А если кто скажет, что он знает - его осмеет черствое сердце.
Страшен бог, так складно сотворивший человека,
А он, мудрствуя, вопрошает,
Так воспринимаешь ты все, что перед тобой совершенным?
И слова его служат тебе светильником к преддверью надежды?
Почему он [бог] не разрешил питаться мясом сынам Адама и Евы,
А лишь сынам Ноя.
Что делали [поколения], почему не ели мясо?
Потому что бог не приказал?
Благомыслящие, чем поддерживал себя Адам в саду [Эдема]?
И сколько он там провел-день или сто лет?
Пусть скажет понимающий!
Подвизайся, мужественный, силой и бодростью!
Рождением Сифа Адам запечатлел свой образ и подобие,
А о Каине и Авеле не упоминается об их подобии Адаму,
А почему Адам до 130 лет не рождал по образу своему,
По своему неповторимому подобию?
А как вяжется у вас, здравомыслящие,
То, что творец определил и уточнил срок поколению потопа
В сто двадцать лет -
Не больше, ни меньше.
Правдивое слово божье во всем Писании исследуйте,
И если вы найдете, что годы совпадают, молчите,
Но если покопаться, то со счетом в Писании не ладится.
Старейшина Сиф и его поколение подробно описаны.
А Сим и его поколения, за исключением Фарры и Арона в Писании отсутствуют.
Накормите меня медом, чтобы приумножить сытость!
Заметь, в то время пошел И(ег)уда
(От своих братьев) прежде чем был продан Иосиф,
Тогда в показании и свидетельстве
Какая польза (так как он больше) с ними не был вместе.
И в течение двадцати двух лет...
[здесь текст испорчен]
Успел Онан познать женщину...
[здесь текст испорчен]
Пахать на обученной телице,
И рождение Фареса и сынов Фареса-Есрона и Хамула увековечить
Начертать сколько лет они жили.
Вечную жизнь обещал отец превечный и объяснил:
Такими будут твои потомки, и тот поверил его словам.
А как потом он гневом огорчил его,
Ибо чужеземцем будет твой потомок в стране своего врага,
Чтобы разрушить братство.
Если он не сократил жизнь амореев,
Почему из всех племен погубил египтян?
Чтобы их не было ни в одной стране.
А почему евреи рассеяны? По прихоти?
И в тот день он поклялся
Дать ему унаследовать десять племен,
А в пяти местах Писания сказано шесть,
А в одном пять, а в одном три,
А Моисей прибавил семь в разъяснении
Определил четыреста лет страданий
Для его потомка в тяжелом труде,
А потом прибавил тридцать, с ума спятишь-
Откуда получаются эти годы, которые он начертил?
Они услышали клевету страны,
И он поднял свою десницу, [проклиная]:
Если увидит страну человек старше двадцати
За исключением Халева сына Иефониина, Кенезеянина из прозелитов
Он увидит страну в мире.
Пойдем дальше и вникнем в персоны.
Иисус среди двадцатилетних
И сорок лет в пустыне - вот шестьдесят,
Остается при разделе страны 50 лет,
Согласно указания о продолжительности его жизни.
Проследим еще годы Давида и Самуила кропотливо.
И Элии, письмо Иеффая, и годы Судей,
Как получится 480 лет, упомянутые в Писании
Без ошибки и погрешности?
У Саула в начале его царствования
Не было еще сына по имени Иевосфея.
А после смерти Саула оказалось,
Что Иевосфею сорок лет от роду.
А Ависсалому было 40, когда он восстал
Пред царями на позорище.
Красивый, статный,
Пойди и устрани недоразумении;
К словам моим прислушайся,
И ответь подобающе на вопросы Писания.
На двадцать шестом году царствования Асы воцарился Ила, сын Вассы
И Васса давно уже умер,
Погребен был в преисподней
Как же на тридцать шестом году
Царствования Асы произвел нашествие Вааса?
И овладел его владениями !
Сын Ахава Иорам царствовал над Самарней
На втором году воцарения Иорама сына -Иосафата ".
Двенадцати лет Иорам сын Иосафата
Воцарился - посажен был на престол
На пятом году воцарения Иорама сына Ахава.
Как же он воцарился при жизни отца,
Когда царствование отца его было устойчиво
В резиденции своей веселой?
Умер Иорам, сын Иосафата, сорока лет,
И когда он умер, самому младшему
Из его сыновей было сорок два года
Значит воцарение Иорама в двенадцати лет - ошибка.
А также то, что после одиннадцати лет (царствования) умер - заблуждение.
Все - сплошное искажение,
Вызывающее сильное возмущение.
Мудрецы народа, выслушайте меня!
Не согрешу я перед вами словами,
Все, что в шатре считается оскверненным,
Включая сосуды каменные,
Почему же не оскверняется плотно закрытый сосуд?
Черт побери!
А вот такое противоречие:
Закрытый сосуд остается цел, если в нем найдется гад,
А глиняный сосуд, если в него
Упадет гад, должен быть разбит.
А если гад коснулся сосуда,
Сел или ступил на него,
Почему бы и его не разбить, уничтожить?
Как же не возмущаться.
Кто понял смысл слов моих,
Слушай и вникни в помышления мой,
Вот жрецы господние, когда они творили жертвоприношения,
Чтобы наполнять долины падалью
И хотя святой дух обитал в них (в жрецах),
Но на вопрос Аггея
Жрецы ответить не смогли.
Тем более теперь пришибленные
И слабосердечные нашего печального времени.
Спроси у них (у талмудистов), а они тебе не ответят,
Что можешь ты назвать глубже преисподней?
Что можно сотворить глубже небес?
Если бы я, подумав, уразумею и подниму руку,
То это было бы преступление,
Суду подлежащее и более скверное,...
Чем грех Содома и Гоморры разоренные...
Опубл в: Критика иудейской религии, изд-во АН СССР, 1962.